Правильное торможение отрабатываем до автоматизма
Опытного водителя от новичка отличает манера управления автомобилем, которая включает и торможение. Частое и резкое пользование тормозами говорит о недостаточной квалификации водителя. Водитель высшего класса тормозит незаметно, без встряски и укачивания пассажиров. Проведем небольшой инструктаж по способам торможения.
Способов остановить автомобиль существует несколько:
- торможение двигателем (юзом);
- рабочим или ручным тормозом;
- комбинированным способом.
По манере торможение может быть:
- прерывистое;
- экстренное (аварийное);
- плавное.
Рассмотрим наиболее часто используемые виды торможения: плавное — для остановки автомобиля в нужном месте и аварийное экстренное торможение.
Как выполнить плавное торможение
Надо помнить, что для людей, находящихся в салоне, и для автомобиля плавное торможение гораздо безопаснее резкого экстренного, да и Правилами экстренное торможение без надобности запрещено. Резко тормозить надо только тогда, когда этого требует дорожная обстановка.
Итак, выполняем следующие действия:
- Чтобы остановить автомобиль в заранее намеченном месте, перед нажатием на педаль тормоза обязательно посмотрите в зеркала заднего вида и включите указатель поворота направо (к правой обочине дороги).
- Плавно нажимая на педаль тормоза постепенно усиливайте давление, избегая блокировки колёс, одновременно выкручивайте руль направо, прижимаясь к правой обочине.
- Непосредственно перед остановкой следует выжать педаль сцепления, чтобы двигатель автомобиля не заглох при полной остановке.
- Удерживая обе ноги на педалях, выключите передачу и поставьте автомобиль на ручной тормоз. Теперь обе педали можно отпустить.
Тормозной путь
Длина тормозного пути напрямую зависит от коэффициента сцепления колёс с дорогой. А на коэффициент сцепления влияют и состояние дорожного покрытия, и протекторы покрышек. На мокром асфальте тормозной путь в 1,5-2 раза больше, чем на сухом, а на обледенелой поверхности дороги — в десятки раз больше!
О правилах безопасного вождения в дождь и в гололёд мы уже подробно рассказывали.
Тренировка экстренного торможения
При экстренном торможении в критических ситуациях резко возрастает опасность наезда на ваш автомобиль сзади, а так же занос и опрокидывание автомобиля. Но научиться резко тормозить тоже надо, это пригодится. Тренироваться надо в безопасном месте, на скользком дорожном покрытии, лучше на льду.
Если автомобиль оборудован системой АБС, на время тренировки её следует отключить. Очень важно уловить степень нажатия на педаль тормоза, за которой следует блокировка колёс и, как следствие, потеря управляемости и занос. Почувствуйте, поймайте эту черту. После этого сразу же переходите к отработке торможения прерывистым методом: усиливая и ослабляя степень нажатия на педаль тормоза. Это очень хорошая тренировка.
Теоретически всё понимать хорошо. Но обязательно нужна тренировка. Многократная. При критических обстоятельствах времени на планирование своих действий у водителя нет. Поэтому тренировки надо проводить регулярно, чтобы не утрачивались уже приобретённые навыки. Нужны только правильные, отработанные до автоматизма последовательные действия. Соображать некогда.
Торможение двигателем
При длительном и достаточно энергичном торможении, чтобы помочь тормозной системе справиться с нагрузками, целесообразно добавить торможение двигателем. Как это делается:
- Предположим, вы двигаетесь на 4-й передаче. С началом торможения перейдите на третью скорость.
- При снижении скорости автомобиля до 60 км/час — перейдите на вторую. Автомобиль продолжает затормаживаться.
- При скорости 30-40 км/час переключитесь на первую передачу.
Но при таком торможении в ещё большей степени надо учитывать состояние дорожного полотна и протекторов шин.
В сложных погодных условиях, лучше использовать комбинированный способ торможения — начать тормозить двигателем, а затем уже подключить в работу тормоз. Тормозить двигателем тоже придётся научиться. Этот способ весьма эффективен. Однако, как показывает практика, без соответствующей подготовки водитель не сможет быстро затормозить двигателем, если скорость автомобиля приближена к 80 км/час.
В связи с тем, что нагрузка на передние колёса автомобиля при торможении возрастает, управлять ими становится труднее. Поэтому, обязательное правило, притормаживать автомобиль следует до начала вхождения в поворот. А во время прохождения поворота тормозить не следует. Это исключит занос и опрокидывание.
Для парковки автомобиля на ограниченную площадку водитель обязан научиться чувствовать габариты своего транспортного средства, определять места, где проходят колёса и выступающие части автомобиля, уметь правильно рассчитать траекторию движения, чтобы рационально использовать свободную площадь. Такие навыки можно получить на тренировках по фигурному вождению автомобиля.