Автомобиль не разгоняется — в чем причина и что делать?
Жмёте педаль акселератора в пол, а в ответ никакого ускорения. Движок «не тянет». Знакомо? Если автомобиль не может разогнаться, эта ситуация очень тревожная с точки зрения безопасности дорожного движения. Водитель не может оперативно реагировать на дороге: быстро проезжать перекрестки, совершать обгон и перестроение. Разберемся, что же делать в этом случае.
Проблема обычно кроется в топливной системе — засорены инжекторы, забился топливный фильтр или нейтрализатор, нарушен вакуум, где-то протекает топливная магистраль, нарушена система отвода отработавших газов и т.д. Вспомним, как работает двигатель внутреннего сгорания (ДВС).
Со школьных уроков физики нам известен принцип работы ДВС. Топливо на этапе впрыска через инжекторы подаётся в камеру сгорания в виде тонкодисперсной смеси с воздухом. Затем на этапе зажигания смесь воспламеняется от дугового разряда свечей. Высвободившаяся энергия воспламененной воздушно-топливной смеси толкает поршни двигателя. После чего отработавшие газы выводятся из камеры сгорания.
Меняются виды топлива, совершенствуются конструкции двигателей внутреннего сгорания, добавляется турбонаддув. Двигатель оснащается системой датчиков, контролирующих процесс подачи топлива под управление бортового компьютера(ЭБУ): датчиком абсолютного давления (подробнее о ДАД тут), расходомером воздуха, датчиком холостого хода, датчиком положения дроссельной заслонки. Но принцип работы ДВС при этом остаётся неизменным.
Что и где может сбоить
Современный автомобиль — это высокоточный компьютеризированный механизм, предъявляющий строгие требования к эксплуатации. Прежде всего — к качеству топлива. Перечислим основные причины, почему двигатель не может разогнаться:
- Инжекторы, через которые происходит впрыск топлива. Засоры инжекторов возникают из-за некачественного топлива, перенасыщенного примесями. Признак засорения отверстий инжекторов — автомобиль запускается с трудом, на холостых оборотах двигатель работает нестабильно, неровно, при движении явно не хватает мощности двигателя для разгона.
- Топливный фильтр. Его прямое назначение — фильтрация топлива от посторонних частиц. При заправке бензином сомнительного качества или на «левых» бензоколонках фильтр выходит из строя гораздо быстрее, чем для него рассчитано производителем. Забитый фильтр не спутаешь ни с чем — автомобиль вначале заводится и даже движется несколько секунд, затем замедляет движение и глохнет. А потом и вовсе перестает заводиться. К счастью, топливный фильтр легко заменить новым. Не забывая при этом полностью слить и заменить топливо.
- Расходомер — датчик, измеряющий объём воздуха, попавшего во впускной коллектор. Опираясь на показания расходомера, ЭБУ (электронный блок управления) регулирует степень открытия заслонок топливной магистрали, чтобы впустить строго определённое количество топлива для приготовления смеси. Если расходомер загрязнен, он неверно фиксирует, а значит, отправляет ЭБУ некорректные данные. Топлива в камеру сгорания может быть впрыснуто недостаточно, что приведет к «проседанию» мощности движка. В данной ситуации на передней панели загорается индикатор «Check Engine».
- Топливная магистраль, включая топливный бак. Чтобы пробить топливный бак — это нужно хорошо постараться. Зато трубки топливной магистрали достаточно уязвимы. Как бы то ни было, заметить утечку топлива во время движения непросто. Если не подведёт обоняние, вы почувствуете стойкий запах бензина в салоне. А еще, возможно, вам просигналят неравнодушные водители, сообщая, что ваше авто оставляет мокрый след. Ну, и понятное дело, двигатель потеряет мощность. Эта ситуация наиболее опасная — растекшееся топливо может воспламениться в любой момент. Необходимо срочно заглушить двигатель и вызвать эвакуатор для доставки автомобиля на СТО.
- Нарушение вакуума в камере сгорания. Если нарушена герметичность камеры сгорания, в неё засасывается избыточный воздух. ЭБУ не может его зафиксировать и количество топлива отмеряется неверно. В данной ситуации на передней панели также загорается индикатор «Check Engine».
- Катализатор выхлопных газов тоже может быть засорён. Это приводит к снижению впрыска топлива и недостаточному ускорению автомобиля. Попытки ездить с забитым катализатором сопровождаются перегревом двигателя и выливаются в весьма дорогой ремонт.
Что делать, если двигатель «не тянет»
Самодеятельность проявлять не рекомендуем. Срочно отправляемся на СТО для детальной диагностики двигателя. В первую очередь, вам заменят топливный фильтр. Затем будет проверена работа ЭБУ и всех соответствующих датчиков топливной системы: расходомера воздуха, датчика абсолютного давления, датчика холостого хода, датчика положения дроссельной заслонки. После чего, на основании компьютерной диагностики, будет принято решение, что именно требует внимания — топливная магистраль, топливный насос, инжекторы, катализатор и т.д.
Если вы почувствовали, что автомобиль вдруг начал «тупить» и слабо разгоняться, не тяните с обращением к специалистам. Так вы сможете предотвратить серьёзные проблемы, которые кроет в себе подобное поведение автомобиля.