Выбор и эксплуатация газобалонного оборудования (ГБО) автомобиля

Эта статья заинтересует тех, кто проанализировал технические возможности двигателя при работе на газу и убедился в рентабельности использования ГБО на своём автомобиле, соответствующей годовому пробегу не менее 10 тыс. км. А начнём мы с разнообразия видов ГБО, точнее, с поколений, существующих на сегодняшний день, потому что правильный подбор оборудования гарантирует его безотказную работу.

Пять поколений газобалонного оборудования

  1. К первому поколению ГБО-I относится пневмомеханическая система, представляющая собой обычную редукторную схему с вакуумной защитой от выхода газа из редуктора при неработающем моторе. Это оборудование подходит только для карбюраторных двигателей, отсюда и низкая его стоимость. Ко второму поколению относится такая же пневмомеханическая система, но только с электронной защитой и лямбда-зондом.
  2. Устанавливать ГБО-II можно не только на карбюраторные, но и на инжекторные двигатели, но только на автомобили до 1993 года выпуска, на которых ещё не устанавливались электронные блоки управления системой впрыска.
  3. К третьему поколению ГБО относится электронная система лямбда-контроля, которая в принципе представляет собой тот же ГБО-II, но с добавлением системы ЛЯМБДА ГАЗ. Эта система подразумевает обязательное наличие автоматического контроллера, подключаемого к штатному лямбда-зонду и газового инжектора. Преимущество ГБО-III заключается в более точной дозировке топлива от сигнала с лямбда-зонда, но в этом есть и недостаток. Дело в том, что газ в этой системе подаётся до дросселя и весь коллектор заполняется газо-воздушной смесью. При повторном пуске двигателя после его остановки оставшийся газ взрывается и происходит обратный хлопок во впускном коллекторе, разрывая корпус воздушного фильтра. Стоимость ГБО-III колеблется в пределах $ 600 – 650.
  4. Четвёртое поколение ГБО – это электронная система с распределённым синхронизированным впрыском газа под управлением электронного блока. На сегодняшний день это самая толковая система полного газового впрыска, предназначенная для автомобилей после 1993 года выпуска. К основным её преимуществам относятся сверхточное дозирование подачи газа, снижение токсичности выхлопных газов и расхода топлива за счёт того, что все процессы подачи топлива и регулировки горючей смеси находятся под контролем электроники. Самое главное, что в этой системе отсутствуют режимы обеднения смеси, приводящие к резкому повышению температуры клапанов. Правда, есть и недостатки – снижение мощности двигателя на 2 – 3 % относительно мощностных характеристик работы на бензине, а так же его стоимость, колеблющаяся в пределах уже $ 700 – 1250.
  5. В Западной Европе с 1996 года на двигатели GDI стали устанавливать ГБО пятого поколения, основным отличием которого является подача газа в цилиндры в сжиженном состоянии, чем обеспечивается прибавка мощности до 5%. Проблема заключается в том, что срок эксплуатации баллона ГБО-V составляет 10 лет или 300 тыс. км пробега. Как правило, из Европы к нам поступают автомобили с уже предельным ресурсным сроком эксплуатации ГБО, а сервисных центров по обслуживанию именно такого оборудования практически нет. В лучшем случае они предлагают снять ГБО-V и установить ГБО-IV, что для вас обернётся потерей всей экономической выгоды приобретения этого автомобиля.

Проверенные фирмы-изготовители ГБО

Если есть выбор ГБО на авто, то предпочтение можно отдать итальянской LOVATO и польским Stag, Tamona, Digtronic. ГБО этих же фирм выпускается так же в Литве, Турции, Беларуси и России, претензий к ним в принципе тоже нет.

На что обратить внимание при покупке подержанного автомобиля с газобалонным оборудованием

При покупке автомобиля с ГБО, бывшего в употреблении, внимательно проверьте комплектацию всего оборудования. Сюда должны входить: газовый баллон, мульти-клапан и магистраль высокого давления.

Затем проверяем наличие выносного заправочного устройства, электромагнитного клапан-фильтра и смесителя. Бензиновый магнитный электроклапан предназначен для подачи бензина в систему при отключении газа. Для преобразования газа из жидкого состояния в газообразное предназначен редуктор-испаритель, а для ограничения количества поступаемого газа на различных режимах работы, кроме холостого хода, служит дозатор. Ну и желательно ещё наличие предохранителя для защиты самого электромагнитного клапана.

Эксплуатация автомобиля с ГБО — в чём её особенности?

Эксплуатация авто на газовом топливе никакой сложности не представляет. Работа двигателя с ГБО немногим отличается от обычного бензинового двигателя, но есть некоторые нюансы. Чтобы автомобиль с ГБО служил долго, не забываем следующее:

  • Настоятельно рекомендуется запуск инжекторного двигателя производить только на бензине с переходом на газ только после прогрева до 50°С. Это поможет предотвратить пересыхание резиновых уплотнителей топливной системы и выход из строя форсунок и бензонасоса. У карбюраторных двигателей несоблюдение этого правила приведёт к засорению жиклёров карбюратора.
  • Карбюраторный двигатель перед оставлением автомобиля зимой на длительное время без эксплуатации желательно переключить на бензин, дабы в дальнейшем не возникло проблем с запуском. Это касается в основном ГБО-I с вакуумным редуктором, с которым и на газ нужно переходить только после выработки всего бензина в карбюраторе. Для этого после прогрева охлаждающей жидкости до 40°С необходимо поставить переключатель режима работы в нейтральное положение и подождать 15 – 20 секунд до нестабильной работы двигателя. На инжекторных моторах этим занимается электроника, поэтому она сама регулирует все процессы. Самое главное – не вздумайте отключать бензонасос с электрофорсунками, как делают некоторые слишком рачительные водители. И не опустошайте топливный бак, он не должен быть сухим, иначе сгорит бензонасос.
  • Некоторые умники пытаются изменить угол опережения зажигания, чего тоже делать не стоит. Достаточно проверить напряжение катушки зажигания, которое должно быть не менее 16 кВ, можно ещё установить свечи с меньшим калильным числом и зазором в 0.7 мм. И всё. Потом только каждые 10 – 15 тыс. км пробега проверяйте герметичность соединений, надёжность крепления элементов ГБО и меняйте газовый фильтр стоимостью $ 30 – 50. На карбюраторных двигателях рекомендуется ещё промыть редуктор с заменой мембраны.
  • После 20 тыс. км нужно произвести регулировку форсунок впрыска топлива. Недорогие форсунки допускается тарировать, в комплекте для этого обычно идёт набор сменных жиклёров. Если этого не сделать, то они будут сбиваться и ставить ЭБУ двигателя в тупик.
  • Чистка фильтра тонкой очистки топлива, расположенного в нижней части электроклапана, предусмотрена через 30 тыс. км пробега, а после 80 тыс. км придётся произвести регулировку качества смеси.

Вот и все особенности эксплуатации.

Причины неисправности ГБО

Проблемы и неисправности газобалонного оборудования

  1. Самой распространённой неисправностью ГБО является увеличение расхода газа, а основной причиной этого можно смело назвать «честность» АЗС, которая не обеспечивает качество газа. Под качеством голубого топлива понимается правильное соотношение пропорции пропан-бутана, наличие различных примесей и адаптация ГБО под газ.
  2. Увеличение расхода газа может ещё быть последствием выхода из строя свечей зажигания, а точнее, увеличением искрового зазора между электродами свечи. При частой езде на высоких оборотах происходит подгорание клапанов ГРМ, что тоже увеличивает потребление газа, а для 1-го и 2-го поколений ГБО часто причиной излишнего аппетита становится грязный воздушный фильтр.
  3. Иногда просто неквалифицированная регулировка ГБО, когда в результате оказывается неустановленным вариатор опережения зажигания или не прошит ЭБУ на ранний угол зажигания может приводить к перерасходу топлива.
  4. Если при резком открытии дроссельных заслонок появляются провалы в работе двигателя, это говорит об уменьшении проходных сечений в дозаторе, в этом случае поможет его регулировка.
  5. Тяжёлый запуск или остановка двигателя на холостом ходу, сопровождающиеся опять же перерасходом газа, подтверждают отсутствие разрежения в вакуумном устройстве. Это происходит тогда, когда воздушная заслонка не открывается полностью. Для устранения этой неисправности сначала проверьте герметичность присоединения вакуумного шланга. Отсоедините шланг от впускного коллектора и всосите воздух. Если разрежения нет, значит, пропускает диафрагма разгрузочного устройства редуктора. Для её замены нужно снять крышку редуктора второй ступени и само разгрузочное устройство. После замены диафрагмы не забудьте отрегулировать привод воздушной заслонки.
  6. Запах газа, как правило, является следствием разгерметизации системы. Обычно места утечки газа обмерзают. Устраняется эта проблема путём замены уплотнителей и посадкой штуцеров на сурик.
  7. Иногда во время движения автомобиля происходит его «дёргание» на средних оборотах двигателя. Причиной этого является излишек поступающего во впускной тракт воздуха. В этом случае временно в воздухоприточный шланг можно вставить втулку с внутренним диаметром 30 мм, но при работе на бензине её придётся убирать. Если газ начинает поступать сразу же после включения зажигания, чего быть не должно, значит, неисправен ЭБУ или электромагнитный клапан, поможет только их замена.
  8. Снижение мощности двигателя при работе на газу больше предусмотренной является следствием разрегулированной системы зажигания или повреждения диафрагмы редуктора. Устраняется, естественно, регулировкой зажигания и заменой диафрагм.
  9. А если вдруг на ГБО обмерзает газовый клапан, то пугаться не стоит, это просто забит фильтр. Менять его не обязательно, он не прорван, достаточно просто произвести его чистку.
  10. На некоторых старых автомобилях с ГБО-I при переключении на нейтральную передачу двигатель останавливается. Это происходит из-за прямого наддува воздуха в воздушный фильтр.
  11. Для владельцев отечественных автомобилей, переоборудованных для работы на газу, необходимо знать, что воздушный фильтр имеет летний и зимний режимы эксплуатации. На автомобилях ВАЗ есть специальный переключатель на патрубке воздушного фильтра на зимний период, а на двигателях ГАЗ необходимо зимой корпус фильтра повернуть влево на 30 градусов.

Удачи на дорогах страны!

С этой статьёй читают:

ВАМ ПОНРАВИЛАСЬ ЭТА СТАТЬЯ? ТОГДА ПОДЕЛИТЕСЬ ССЫЛКОЙ С ДРУЗЬЯМИ!

Внимание! Полное копирование материалов запрещено! Возможно копирование 1-2 абзацев статьи с указанием прямой, открытой ссылки на источник материала.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *